Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь

Переход общего среднего образования на реализацию компетентностного подхода обусловливает необходимость соответствующей подготовки педагогов. Таким образом, изменившаяся социокультурная ситуация и новые целевые ориентиры общего среднего, специального и дополнительного образования детей и учащейся молодежи определили необходимость разработки нового проекта Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь.

Министерство образования Республики Беларусь подготовило данный проект на 2015–2020 годы. Он определяет базовые педагогические компетенции, принципы построения научно-образовательного педагогического кластера, новые формы и методы в педагогической деятельности, включая возможности организации педагогической практики в качестве волонтерского движения.

Разработчики проекта Концепции считают, что педагогическая практика должна быть полностью усовершенствована: начинаться с первого курса обучения в учреждении высшего образования, носить перманентный и продуктивный характер. При этом студенты не должны быть пассивными наблюдателями на занятиях или воспитательных мероприятиях в учреждениях образования, а активно в них включаться.

Разработчики проекта Концепции предлагают волонтерство как эффективный механизм раннего включения будущих педагогов в профессиональную деятельность. В таком случае волонтерскую деятельность в учреждениях образования можно рассматривать как один из видов педагогической практики. В связи с этим представляется целесообразным расширение сети филиалов кафедр, экспериментальных и инновационных площадок в учреждениях дошкольного, специального, общего среднего, дополнительного образования детей и молодежи.

Первый заместитель Министра образования Вадим Богуш, выступая на коллегии Министерства образования Республики Беларусь 20 февраля 2015 года, высказал мнение о том, что профессиональное развитие учителя должно осуществляться не эпизодически, один раз в 3 года, а непрерывно: «Перспективным представляется внедрение в дополнительном педагогическом образовании кредитно-модульной системы. Использование модульных образовательных программ в системе дополнительного образования дает педагогу возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. При этом слушатель сможет выбрать содержание, сроки и формы обучения. Опыт внедрения модульной системы повышения квалификации достаточно широко используется в Российской Федерации, Украине и Казахстане».

Вадим Богуш полагает, что придание статуса республиканских инновационных центров лучшим учреждениям образования, реализующим инновационные проекты, и превращение их в центры развития и распространения педагогических инноваций, эффективного педагогического опыта может стать важным ресурсом совершенствования методической работы по профессиональному развитию педагогов. Для этого необходимо внести изменения в Инструкцию о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.